Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Для чего вводят браковочные показатели масла?

Одним из важных направлений по увеличению срока службы масла является установление браковочных показателей, определяющих необходимость его смены. Необходимость в установлении этих показателей возникла в связи со старением масла в процессе его работы в дизеле. Под старением понимают качественные изменения масла, выражающиеся в его окислении, разрушении молекул составляющих его углеводородов, а также загрязнение продуктами сгорания топлива и срабатывание присадок.

С целью определения причин достижения маслом браковочного состояния и путей их ликвидации в настоящее время в практику эксплуатации дизелей вводится следующая терминология.

Комплекс браковочных параметров — совокупность параметров масла, которые ограничивают срок его работы, обеспечивающий надежную выработку ресурса дизеля до первой переборки. Комплекс состоит из параметров, характеризующих основные направления процесса старения данного масла в данном типе дизеля.

Аварийные параметры масла — параметры, контролирующие момент создания аварийной ситуации в масляной системе дизеля: попадание воды, топлива, продуктов неполного сгорания топлива в случае неисправностей в работе топливной аппаратуры дизеля. Характерной особенностью создания аварийной ситуации является внезапное изменение какого-либо одного параметра масла, в то время как изменение остальных параметров подчиняется нормальным закономерностям процесса старения. Своевременное обнаружение аварийных параметров служит прежде всего сигналом к ликвидации причин аварии и только в случае невозможности их устранения следует менять масло.

Срок службы масла в дизеле — время полного срабатывания основных эксплуатационных свойств данного масла в данном дизеле (или одного из них). При определенных условиях работы масляной системы и качестве исходного масла, обеспечивающих надежность работы дизеля до первой переборки от параметров работавшего масла, возможно равенство сроков службы и смены масла.

Срок смены масла — время, соответствующее степени срабатывания основных эксплуатационных свойств масла, обеспечивающее надежную выработку дизелем ресурсов до первой переборки. В связи с нормальным изменением состояния деталей дизеля в процессе его работы срок смены масла может меняться по мере выработки дизелем ресурса до первой переборки.

Смена масла по фактическому старению, т. е. по браковочным параметрам, обеспечивает значительную экономию масла по сравнению со сменой его по количеству отработанных часов (что еще нередко имеет место в практике эксплуатации СДУ). Помимо регулярного контроля за качеством масла, основными мерами по его экономии являются тщательная регулировка подачи масла лубрикаторами (в крейцкопфных дизелях), унификация масел, своевременная очистка сепараторов и фильтров, регенерация масла.

Смотрите также:
Что определяет экономичность современного дизеля?
Какие меры обеспечивают рациональное использование топлив и масел?
Для чего вводят браковочные показатели масла?