Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Что определяет экономичность современного дизеля?

Вопросы экономии на водном транспорте относятся к снижению расхода как топлив, так и более дорогих по сравнению с ними моторных масел. Современный дизель — механизм высокой степени форси-ровки; при этом удельный расход топлива при работе на 50 %-й нагрузке может превышать номинальные значения на 4—20 %. Следовательно, работа дизеля на средних и малых ходах экономически невыгодна.

Повышение форсировки, тщательная доводка топливной аппаратуры и рабочего процесса современных судовых дизелей позволили достичь следующих обобщенных показателей по удельному расходу топлива: 183—204 г/(кВтч) у малооборотных дизелей; 204—231 г/(кВт-ч) у среднеоборотных дизелей и 218—245 г/(кВт-ч) у высокооборотных дизелей. Для повышения топливной экономичности современных форсированных дизелей еще имеются некоторые конструктивные резервы. Это снижение механических потерь на трение, которые составляют 12—18 % Ре. Снижение мощности трения эквивалентно снижению расхода топлива. Главные потери имеют место в цилиндропоршневой группе и в подшипниках коленчатого вала. Эти потери в новых конструкциях снижают конструктивно-технологическими средствами (рациональной конструкцией деталей цилиндропоршневой группы, уменьшением числа поршневых колец, применением новых антифрикционных материалов и покрытий, обкаточных масел). Маловязкие циркуляционные масла также позволяют экономить топливо.

Обобщенные удельные показатели расхода масел в судовых дизелях следующие, г/(кВт ч):

Показатели расхода масел в судовых дизелях

Эти данные соответствуют расходам масла в новых двигателях, причем в зависимости от времени эксплуатации они возрастают. Общую экономичность современного дизеля оценивают по расходу топлива и масла, включая расход масла на угар и на слив. Экономичность дизелей по расходу горюче-смазочных материалов имеет большие резервы не только в технологической области, но и в сфере эксплуатации их на судах.

В технических условиях на поставку дизелей указывают расход масла, определяемый при номинальной или полной мощности. Именно этот параметр наряду с удельным расходом топлива характеризует как техническое совершенство дизеля, так и экономичность его использования.

Смотрите также:
Что определяет экономичность современного дизеля?
Какие меры обеспечивают рациональное использование топлив и масел?
Для чего вводят браковочные показатели масла?