Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Каковы особенности эксплуатации главного двигателя в установках с винтом регулируемого шага?

Особенности эксплуатации главного двигателя в установках с винтом регулируемого шага следующие: возможность работы на номинальном режиме при неограниченном увеличении сопротивления движению судна, в том числе и на швартовах; отсутствие реверсов и приспособленность к частой работе на режимах малых нагрузок, когда лопасти винта установлены в положение «Стоп» или близкое к нему. Важной особенностью является и то, что в установке с винтом регулируемого шага заданную скорость движения судна можно получить на многих режимах, неравноценных по экономичности и, следовательно, можно выбрать наиболее экономичный режим. На этих режимах большим шагам винта регулируемого шага соответствуют меньшие частоты вращения дизеля и наоборот.

Наиболее четко особенности работы главного двигателя на винтах регулируемого шага можно уяснить, если воспользоваться данными о поле допустимых нагрузок дизеля (см. рис. 30) и его характеристиках. Эта область режимов полностью определяется свойствами дизеля и характеризует его возможности как источника энергии. Однако те режимы, которые реально осуществимы в судовых условиях, зависят еще и от гребного винта как потребители энергии. Наглядную оценку свойств главного двигателя и винта удобно выполнить, анализируя совмещенные графики характеристик винта регулируемого шага и дизеля (рис. 48, а) и винта фиксированного шага и дизеля (рис. 48, б). Ограничения области режимов главного двигателя под влиянием винта регулируемого шага значительно меньше, чем в случае применения винта фиксированного шага. При наличии винта фиксированного шага эта область заключена между винтовыми характеристиками на швартовах и на свободном ходу порожнем в тихую погоду и имеет сравнительно малую площадь. При наличии винта регулируемого шага она заключена между винтовыми характеристиками рулевого и максимального шагов на швартовах.

Графики характеристик винта регулируемого шага и дизеля и винта фиксированного шага и дизеля

Таким образом, винт регулируемого шага создает условия для работы главного двигателя в более широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов. Это обстоятельство имеет и свои отрицательные стороны. Как видно из рис. 48, б, при плавании судна в тихую погоду винт фиксированного шага может перегрузить главный двигатель только в случае превышения nном. так как в этой зоне винтовая характеристика располагается выше ограничительной. Но частоту вращения легко контролировать; поэтому случайные перегрузки маловероятны. Обычно они преднамеренны и вызываются желанием форсировать скорость судна.

Из рис. 48, а следует, что при наличии винта регулируемого шага перегрузка главного двигателя может произойти и на пониженных скоростных режимах (в зоне от точки 3 и выше до пШах). В зависимости от состояния корпуса судна и метеоусловий положение точки 3 может изменяться: если эти условия приводят к уменьшению общего сопротивления движению судна, то точка 3 смещается ближе к nном сужая диапазон скоростных режимов, в котором может произойти перегрузка главного двигателя. И наоборот, увеличение общего сопротивления ведет к расширению возможного диапазона перегрузок. Поэтому СДУс винтом регулируемого шага оборудуют системами сигнализации и защиты от перегрузок, особенно в случае применения форсированных дизелей с ГТН, наиболее чувствительных к перегрузкам.

Смотрите также:
Чем обусловлена необходимость применения винта регулируемого шага на судах некоторых типов?
Каковы особенности эксплуатации главного двигателя в установках с винтом регулируемого шага?
Как выбирают наиболее экономичный режим работы судовой дизельной установки с винтом регулируемого шага?
Какие дизели применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага и каким специфическим требованиям они должны удовлетворять?
Какие системы управления применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага?
Какие недостатки присущи судовым дизельным установкам с винтом регулируемого шага?