Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как производят обкатку судовых дизелей?

Судовые дизели проходят обкатку на стенде дизелестроительного завода, а затем контрольные испытания. После установки на судно главные дизели подвергают швартовным и ходовым испытаниям.

Для среднеоборотных дизелей, работающих на гребной винт, не предусматривается дополнительная обкатка в первый период эксплуатации судна. После стендовой обкатки их подвергают различным испытаниям общей продолжительностью 17—44 ч, во время которых мощность неоднократно повышается до 100 и даже 110 % номинальной. На режимах номинальной мощности дизели работают 9—30 ч, на режимах перегрузки — 1,5— 2 ч. Если сравнить эти показатели с необходимой для приработки продолжительностью обкатки, можно

заключить, что времени должно быть достаточно, но быстрый выход на режим полной нагрузки все же опасен. Только при достаточно высокой точности изготовления и монтажа деталей дизеля при таких режимах обкатки может быть достигнута качественная приработка. Окончательная приработка завершается на режиме полной нагрузки через десятки часов, поэтому в первый период эксплуатации необходимо более тщательно, чем обычно, наблюдать за работой дизеля, не допуская его перегрузок, нарушений в работе систем охлаждения, смазки, топливоподачи и т. п.

В отличие от среднеоборотных дизелей мощные малооборотные дизели, проходящие после постройки также стендовую обкатку и испытания на судне, обязательно подвергают дополнительной обкатке в первый период эксплуатации судна.

Стендовая обкатка новых мощных малооборотных дизелей начинается с пробных пусков, после которых продолжается работа на холостом ходу. Затем, постепенно увеличивая частоту вращения и мощность, доводят эти параметры в конце обкатки, как правило, до номинальных значений. После каждого режима дизель останавливают и осматривают основные узлы. В процессе обкатки производят регулировку дизеля для того, чтобы после ее окончания параметры рабочего процесса соответствовали техническим требованиям. Продолжительность обкатки на стенде составляет 30—50 ч. После окончания обкатки дизель в течение 10—20 ч подвергают контрольным испытаниям, в конце которых он должен в течение часа работать на режиме 10 %-й перегрузки по мощности.

На судостроительном заводе испытания собранного на судне дизеля начинают со швартовых испытаний продолжительностью 6—8 ч. За этот промежуток времени достигается 100 %-я нагрузка (по крутящему моменту), на которой дизель должен работать в течение 0,5 ч. Затем дизель испытывают на ходовых режимах в течение 12—24 ч. За это время, ступенчато увеличивая частоту вращения, вводят дизель в режим номинальной мощности. Дизель должен работать с перегрузкой при п = 1,03лном 1 ч, что соответствует Ре = \ЛРе ном. После отработки всех указанных режимов дизель допускают к эксплуатации, но назначают его дополнительную обкатку в процессе эксплуатации, продолжительность которой значительно больше продолжительности всех режимов стендовой обкатки и разных испытаний вместе взятых. Таким образом, приработка деталей дизеля протекает в сложных условиях, не исключающих возможности задира, интенсивного изнашивания цилиндропоршневой группы, преждевременного разрушения подшипников и. т. п., что иногда обнаруживаются как во время обкаток и испытаний, так и в начале эксплуатации судна.

Этого можно избежать, если составлена рациональная программа обкаточно-испытательного цикла, когда испытания, следующие за обкаткой, являются продолжением обкаточных режимов. Например, стендовую обкатку можно закончить режимом 75 % -й нагрузки, испытания ОТК и Регистра РФ — 100 %-й. Аналогично строят программы работы дизеля на судне. Такие программы позволяют сократить продолжительность стендовой обкатки и в конце ее получить хорошо приработанный дизель. Это дает возможность значительно сократить обкатку на судне и отказаться полностью от дополнительной обкатки в первый период эксплуатации судна, повысив одновременно надежность дизеля и экономические показатели работы судна.

Смотрите также:
Для чего нужна обкатка дизеля?
Как производят обкатку судовых дизелей?
В чем заключаются особенности обкатки двигателей внутреннего сгорания после ремонта?