Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Каковы категории систем автоматического управления судовыми техническими средствами на современных судах с дизельными установками?

Сочетание возможностей человека с техническими средствами автоматизации позволяет создать наиболее целесообразные системы автоматического управления судовыми техническими средствами. В зависимости от важности каналы управления системами автоматического управления судовыми техническими средствами разделяют на три категории: к первой относят каналы, отказ которых может привести к гибели судна; ко второй — каналы, неполадки в которых вызывают лишь частичное ухудшение технико-экономических характеристик технических средств; к третьей — каналы, нарушение функций которых не меняет основных данных технических средств судна.

Параметры, характеризующие состояние технических средств, обслуживаемых каналами управления первой категории, относят к критическим параметрам, остальные — к некритическим.

Многие суда, строящиеся в РФ, снабжаются отечественными типовыми системами автоматического управления судовыми техническими средствами. Примером может служить комплекс «Залив» для теплоходов. В него входят три системы централизованного автоматического контроля и управления: техническими средствами главных двигателей и вспомогательными механизмами — «Шипка», электроэнергетической установкой — «Ижора», механизмами общесудовых систем — «Нарочь». Эксплуатация судовых дизельных установок, управляемой комплексом «Залив», осуществляется одним вахтенным из центрального поста управления на ходу и без постоянной вахты на стоянке.
Правила Регистра РФ регламентируют минимально необходимую степень автоматизации и централизации управления и контроля отдельно для варианта эксплуатации без постоянной вахты в машинном отделении и в центральном посту управления. Основным условием, исходя из которого определена минимальная степень автоматизации судовых дизельных установок, является положение о том, что в случае появления какой-либо неисправности основного оборудования или системы автоматизации для ее устранения в процесс управления при необходимости вмешивается человек, причем так скоро, как этого требует характер неисправности.

На отечественных судах объем автоматизации и централизации управления, регламентируемый Правилами Регистра РФ как минимально необходимый, обычно превышается. При этом дополнительные функции систем автоматизации направлены, как правило, на дальнейшее улучшение условий труда вахтенного механика, на повышение оперативности и надежности его действий, особенно в случаях каких-либо отклонений от номинального режима работы технических средств. Такие функции часто называют сервисными, но следует иметь в виду, что большинство из них (если не прямо, то косвенно) способствуют повышению надежности функционирования человека как звена в системе управления.

Смотрите также:
Какие задачи решает автоматизация судовых дизельных установок?
Какая роль отводится обслуживающему персоналу в процессах автоматизации судовых дизельных установок?
Какие требования предъявляются к системам управления дизелями?
На чем основан принцип регулирования частоты вращения вала дизеля?
Какие требования предъявляются к регуляторам?
Каковы основные параметры регуляторов скорости?
Почему к регуляторам дизелей, приводящих в действие генераторы электрического тока, предъявляют повышенные требования?
Какие дополнительные требования предъявляют к САРС судовых ДГ при необходимости поддерживать высокую точность частот получаемой электроэнергии?
Выполнение каких операций должны обеспечивать системы с дистанционным автоматическим управлением у главного двигателя?
Какие основные требования предъявляются к системам с дистанционным автоматическим управлением?
Как подразделяются дизели по степени автоматизации?
Какие устройства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты должны быть в составе дистанционного автоматического управления?
Для чего нужны устройства автоматической аварийной защиты?
Из каких основных органов состоят средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты?
Каковы требования к системам аварийно-предупредительной сигнализации и защиты?
Каковы требования к системам терморегулирования дизелей?
Каковы категории систем автоматического управления судовыми техническими средствами на современных судах с дизельными установками?