Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Каков характер изнашивания коленчатого вала?

Среднее значение изнашивания Иу у рамовых шеек коленчатых валов за 1000 ч работы дизеля в зависимости от его конструкции и условий эксплуатации составляет 0,002—0,015 мм, а мотылевых — от 0,01 до 0,02 мм. Кроме нормального износа, выражающегося в уменьшении диаметра шеек, последние могут получить конусность, овальность и другие нарушения геометрической формы из-за недостаточной точности взаимного положения втулки цилиндра, поршня, коленчатого вала и его подшипников, из-за нарушения нормального режима эксплуатации, вибрации дизеля и недостаточной общей жесткости остова. Так, например, развитие конусности может происходить из-за разницы в значениях давления рmax в цилиндрах дизеля.

Овальность может возникнуть по тем же причинам, но ее появление более характерно для высокооборотных дизелей (ВОД) и объясняется действием инерционных сил при движении неуравновешенных масс кривошипно-шатунного механизма (КШМ). При овальности шатунных шеек малая ось эллипса может располагаться как в плоскости кривошипа, так и под углом к ней до 120° в зависимости от распределения сил, действующих на шейки. Направление малой оси эллипса при износе рамовых шеек зависит от расположения прилегающих к данной шейке кривошипов. Характер износа шеек зависит от режима смазки, поверхностной твердости шеек и сплава подшипников и от значения масляного зазора. Износ подшипников вала примерно в 2 раза больше износа шеек.

Неравномерность износа вала наиболее характерна для высокооборотных дизелей (ВОД), что вызвано резкими различиями в условиях работы шеек вала, быстрым нарастанием давления в цилиндре в период сгорания топлива, общей вибрацией дизеля, недостаточной жесткостью деталей остова, особенно верхнего картера или блок-картера.

Смотрите также:
Каков характер изнашивания втулок цилиндров?
Как изнашиваются поршни и поршневые пальцы?
Каков характер изнашивания поршневых колец?
Каков характер изнашивания коленчатого вала?