Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как расшифровываются марки дизелей, выпускаемых наиболее известными зарубежными фирмами?

В составе отечественного флота имеется большое количество теплоходов с дизелями зарубежного производства.

Ведущими зарубежными фирмами, производящими судовые дизели, являются: «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «Зульцер» (Швейцария), МАН (ФРГ), «Доксофорд» (Великобритания), «Сторк» (Нидерланды), «Гетаверкен» (Швеция), «Фиат» (Италия), «Пилстик» (Франция) и их лицензиаты. Дизели, построенные зарубежными фирмами, имеют свои обозначения.

В марках дизелей фирмы «Бурмейстер и Вайн» буквы обозначают: М — четырехтактный, V — двухтактный (второе V в конце марки V-образный), Т — крейцкопфный, F — судовой (реверсивный и главный нереверсивный серии MTBF), В — с газотурбинным наддувом, Н — вспомогательный. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндров — за числом цилиндров, ход поршня — после букв. В крейц-копфных дизелях с наддувом модификация указана в середине буквенного обозначения цифрой 2 или 3.

Для дизелей, построенных фирмой «Бурмейстер и Вайн» после 1967 г., введены новые обозначения: первая цифра — число цилиндров, следующая за ней первая цифра — тип двигателя (К — двухтактный крейцкопфный); вторые цифры — диаметр цилиндров; следующая буква — обозначение модели (например, Е или F); последняя буква — назначение дизеля (например, F — судовой реверсивный для прямой передачи).

В дизелях фирмы «Зульцер» буквы обозначают: В — четырехтактный, Z — двухтактный, S — крейцкопфный, Т — тронковый, D — реверсивный, Н — вспомогательный, А — с наддувом, R — с управляемым выпуском, V — V-образный, G — с редукторной передачей, М —тронковый с коротким ходом поршня. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндра — после букв. Некоторые дизели этой фирмы имеют сокращенное буквенное обозначение: у серии Z и ZV не проставляют буквы М, Н, А, а у серии RD — буквы S и А.
Обозначения в дизелях фирмы МАН: V — четырехтактный (второе V — V-образный), Z — двухтактный, К — крейцкопфный, G — тронковый, А — двухтактный без наддува или четырехтактный с низкой степенью наддува, С, D и Е — двухтактные с низкой, средней и высокой степенями наддува, L — четырехтактный с охлаждением наддувочного воздуха, Т — с наличием предкамеры, m — четырехтактный с наддувом без воздухоохладителя. Число цилиндров указано между буквами К и Z, числитель дроби—диаметр цилиндра, знаменатель — ход поршня. Заводы-лицензиаты фирмы МАН наличие наддува обозначают буквой А с цифровыми индексами: А3 и А5 — последовательно-параллельная система наддува с газотурбонагнетателями, работающими на газах соответственно с постоянным и переменным давлением.

Фирмой «Фиат» приняты такие обозначения: S и SS с наддувом первой и второй форсировки, Т — крейцкопфный с диаметром цилиндра до 600 мм (при D = 600 мм буква Т может отсутствовать), R — четырехтактный реверсивный, С и В — модификации дизеля. Первые цифры означают диаметр цилиндра, последующие — число цилиндров.

Дизели ГДР: D—дизель, V — четырехтактный, Z — двухтактный, К — с малым ходом поршня (S/D < 1,3), N —со средним ходом поршня (S/D > 1,3), первая цифра означает число цилиндров, вторая — ход поршня, см.

Смотрите также:
Как маркируются дизели, выпускаемые отечественной промышленностью?
Как расшифровываются марки дизелей, выпускаемых наиболее известными зарубежными фирмами?