Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Какие меры обеспечивают рациональное использование топлив и масел?

В состав судовых дизельных установок входят один или несколько главных и вспомогательных дизелей; последние в основном являются дизель-генераторами различного назначения. Эти дизели работают на различных режимах, зависящих от типов передачи, движителя, судна. Судовые дизели имеют различную экономичность в зависимости от мощности и частоты вращения, и их экономические характеристики во многом зависят от условий эксплуатации. Для оценки условий эксплуатации по режимам работы применяют коэффициент использования мощности, т. е. отношение среднеэффективной мощности дизеля к номинальной мощности. Для речных судов с учетом частоты работы на малом и холостом ходах он колеблется от 0,3 до 0,4. Более низкое значение свидетельствует о неэффективном использовании мощности главного двигателя; для морских судов он составляет 0,9—0,95.

Расход топлива на режимах малого и холостого ходов оказывает существенное влияние на эксплуатационную экономичность судна в целом. Для уменьшения расхода топлива на малом ходу рекомендуется использование валогенераторов на ходовых режимах. В процессе эксплуатации одним из способов снижения потерь мощности на механические сопротивления дизеля является стабилизация частоты вращения коленчатого вала на малом и холостом ходах.

При работе на режимах малого и холостого ходов наблюдается ухудшение процесса сгорания вследствие некачественного распыливания топлива, увеличение периода задержки самовоспламенения и возрастание относительных тепловых потерь с охлаждающей водой и маслом.

Некоторые суда имеют двухвальную или трехваль-ную энергетическую установку, на которой при движении малым ходом может работать один из главных двигателей на частоте вращения, близкой к номинальной, что обеспечивает более полное сгорание топлива и ведет к его экономии. Уменьшить период задержки самовоспламенения на холостом (малом) ходу можно корректировкой угла опережения подачи топлива с помощью специального механизма, которым снабжены некоторые дизели.

В настоящее время установленные на судах вало-генераторы на ходовом режиме используются примерно на 40 % их номинальной мощности. Увеличение съема мощности с каждого валогенератора дает прибавку в экономии топлива, так как электроэнергию вместо менее экономичных высокооборотных вспомогательных двигателей вырабатывают главные двигатели, у которых удельный расход топлива значительно ниже.

Большое влияние на расход топлива и масла оказывает техническое состояние дизеля и, в первую очередь, деталей цилиндропоршневой группы. Выполнение правил технической эксплуатации и регулярные проведения теплотехнических испытаний двигателей, систематическая оценка состояния судовой дизельной установки дают возможность поддерживать главные и вспомогательные двигатели на должном техническом уровне и своевременно устранять перерасход топлива. Наряду с вышеуказанными мерами по обеспечению экономичности дизелей существуют и другие меры. Главные из них приведены в табл. 25. Рациональное использование масел предполагает их обоснованный выбор с учетом конструктивиых особенностей дизеля и условий эксплуатации, а также снижение расхода масел на угар и замену. Качество масел в основном определяется количеством и эффективностью вводимых в них присадок. Правильно выбранный сорт масла в значительной степени способствует повышению надежности, долговечности и экономичности судовых дизелей.

Экономия топлива в судовых дизелях

Снижение угара масла является наиболее эффективным направлением в повышении экономичности дизелей по расходу масла. Оно достигается за счет конструктивного совершенствования дизелей, а также за счет внедрения мероприятий, способствующих повышению износостойкости деталей дизеля. К ним в первую очередь относятся использование высококачественных масел, повышение эффективности средств очистки масла и воздуха и др.

Смотрите также:
Что определяет экономичность современного дизеля?
Какие меры обеспечивают рациональное использование топлив и масел?
Для чего вводят браковочные показатели масла?