Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Какие меры принимают для предупреждения динамической перегрузки дизеля?

Для ряда режимов работы ограничение величины ртах является достаточной гарантией от перегрузки дизеля в динамическом отношении. Однако для некоторых дизелей в определенных условиях динамическая перегрузка может иметь место даже при умеренных-значениях ртах. Чтобы напряжения в элементах коленчатого вала на всем диапазоне частот вращения не выходили за пределы напряжений, возникающих на номинальном режиме, необходимо сохранять неизменным номинальное значение крутящего момента Ttg. Независимо от характера изменения величины Ttg большую опасность представляет динамическая напряженность вала, возникающая во время маневров судов при торможении дизеля сжатым воздухом для ускорения процесса реверсирования, а также при разгоне дизеля на задний ход при продолжающемся движении судна вперед.

Если после остановки дизеля при движении судна вперед со скоростью, близкой к полной, осуществить реверс и довести частоту вращения заднего хода до значения, равного частоте вращения переднего хода, то отрицательный крутящий момент может превысить номинальное значение в 4 раза. Такой режим недопустим и может быть использован только в исключительных случаях. На современных МОД с целью повышения маневренных качеств судна подают контрвоздух в цилиндры через 5—7 с после выключения подачи топлива (остановки дизеля с непосредственным реверсом). К этому моменту частота вращения дизеля снижается до (0,5—0,6)/?ном.

Обслуживающий персонал также должен помнить, что из-за импульсивности (непостоянства) Ttg в течение рабочего цикла и упругих свойств материала коленчатый вал и соединенные с ним валы могут быть нагружены дополнительными циклическими напряжениями от крутильных колебаний. Из этого следует сделать вывод: необходимо с особым вниманием относиться ко всем изменениям условий работы дизеля, которые могут привести к изменению частот вынужденных или собственных колебаний системы вала.

К наиболее часто встречающимся случаям такого рода можно отнести выключение одного или нескольких цилиндров (особенно при демонтаже деталей движения), снятие противовесов, отключение от вала каких-либо приводов, смену гребного винта или маховика, неудовлетворительную балансировку маховика, вертикальную несоосность рамовых подшипников, заменявшихся при ремонте и т. д.

Смотрите также:
Что понимают под теплонапряженностью дизеля?
Какие факторы характеризуют теплонапряженность дизеля?
Какой смысл вкладывается в понятие «динамическая напряженность дизеля»?
Какие меры принимают для предупреждения динамической перегрузки дизеля?
Как исключить перегрузку дизеля?