Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Каковы назначения и разновидности движителей?

Устройство, которое, получая энергию от главного двигателя ГД, создает силу, обеспечивающую движение судна, называется движителем. Движители делятся на реактивные и активные. У реактивных движителей (гребной винт, гребное колесо, крыльчатый движитель и др.) движущая сила создается при их вращении, когда появляется реакция отбрасываемой струи, передаваемая корпусу судна. Активные движители используют силу ветра (паруса и роторы).

В свою очередь, реактивные движители делятся на лопастные и водопроточные. К лопастным относятся гребные винты, гребные колеса и крыльчатые движители, к водопроточным — различные типы водометных движителей. Гребные винты устанавливают на теплоходах и дизель-электроходах, гребные колеса — на пароходах, а в последнее время и на некоторых речных теплоходах.

В водопроточном канале водометного движителя располагается осевой центробежный насос, который приводится в движение электрическим или гидравлическим двигателем. Водометные движители устанавливают на некоторых судах с подводными крыльями, на грузовых судах небольшого водоизмещения и на некоторых судах технического флота.

Достоинства водометного движителя: защищенность от плавающих предметов и возможность использования в качестве водоотливного средства. Недостатки: большие потери на трение в трубах, низкий КПД (25—30 %), неудобство размещения в корпусе судна.

Смотрите также:
Что представляет собой судовой валопровод?
Что представляют собой судовые валы?
Для чего служат подшипники валопровода?
Какую функцию выполняет дейдвудное устройство?
Для чего служат тормозное, токосъемное и валоповоротное устройства?
Каковы назначения и разновидности движителей?
Как устроен гребной винт?
Каковы основные характеристики и принцип действия гребных винтов?
Что представляет собой винт регулируемого шага (ВРШ)?
Из каких элементов состоит винт регулируемого шага ВРШ?
В чем заключается принцип действия механизма изменения шага у винта регулируемого шага?