Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Чем обусловлена необходимость применения винта регулируемого шага на судах некоторых типов?

Крутящий момент, создаваемый гребным винтом, при прочих постоянных условиях (диаметр гребного винта, форма лопастей и их количество, дисковое отношение и т. д.) зависит от шага винта и частоты его вращения. В случае работы главного двигателя на винтах регулируемого шага в условиях повышенного сопротивления движению судна (при тралении, буксировке, плохих гидрометеорологических условиях) мощность, потребляемая винтом от главного двигателя, возрастает (при неизменной частоте вращения коленчатого вала). Аналогично при наличии винта регулируемого шага мощность, потребляемая винтом, возрастает при увеличении шага винта. В таких случаях говорят, что винт стал «тяжелее» и, наоборот, винт регулируемого шага при уменьшении шага и винт регулируемого шага при плавании судна в условиях уменьшенного сопротивления (при попутном ветре, движении в балласте) становятся «легкими» для главного двигателя, так как в данном случае мощность, потребляемая винтами от главного двигателя (при неизменной частоте вращения), уменьшается.

Характиристика главного двигателя траулера с винтом регулируемого шага

На рис. 47 показаны винтовые характеристики главного двигателя одного из рыболовных траулеров с винтами регулируемого шага при свободном ходе и ходе с тралом. Если винт спроектирован с расчетом на транспортный режим, то понятно, что при движении с тралом главного двигателя работает по характеристике, отличной от характеристики свободного хода. Если при тралении заставить главный двигатель работать с номинальной частотой вращения, то в точке В эта характеристика выйдет за пределы внешней характеристики, и главный двигатель окажется перегруженным, а его винт станет «тяжелым». При достижении частоты вращения лном (точка С) главного двигателя будет перегружен на величину АРеп. Но в режиме траления главный двигатель работает на пониженной частоте вращения пт, чтобы обеспечить небольшую скорость движения судна и трала; при этом главный двигатель оказывается недогруженным на АРег, а это приведет к соответственному повышению удельного расхода топлива, т. е. неэкономичной работе главного двигателя. Следовательно, главное назначение винта регулируемого шага — обеспечение такой загрузки главного двигателя, при которой обеспечивается оптимальная экономичность его работы. Это достигается изменением шага винта регулируемого шага и его частоты вращения. Любой главный двигатель при наличии винтов регулируемого шага может работать с номинальной частотой вращения в условиях повышенного сопротивления движению судна за счет уменьшения шага винта путем поворота его лопастей. Таким образом, винт регулируемого шага всегда будет соответствовать комплексу главного двигателя — корпус судна, не делаясь ни «легким», ни «тяжелым».

Смотрите также:
Чем обусловлена необходимость применения винта регулируемого шага на судах некоторых типов?
Каковы особенности эксплуатации главного двигателя в установках с винтом регулируемого шага?
Как выбирают наиболее экономичный режим работы судовой дизельной установки с винтом регулируемого шага?
Какие дизели применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага и каким специфическим требованиям они должны удовлетворять?
Какие системы управления применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага?
Какие недостатки присущи судовым дизельным установкам с винтом регулируемого шага?