Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Каковы перспективы развития судовых дизелей?

В настоящее время дизельная установка является основным типом судовой энергетической установки. Высокая экономичность дизелей, широкий диапазон агрегатных мощностей, большой ресурс и возможность комплексной автоматизации управления позволяют с достаточной степенью достоверности предсказать и на ближайшие десятилетия широкое использование дизелей на судах всех назначений.

Развитие дизелей будет идти по повышению топливной экономичности и внедрения технических решений, повышающих эффективность судовых дизельных установок в целом, а также по улучшению массогабаритных показателей и снижению металлоемкости двигателей. Последнее будет достигаться за счет применения двухступенчатого наддува при Pme = 1,8-2 МПа для двухтактных и 3 МПа и выше для четырехтактных дизелей, что позволит сократить их удельную массу в 1,4—1,5 раза по сравнению с существующими конструкциями. Дальнейшее совершенствование малооборотных дизелей связано с применением длинноходовых двигателей, в которых ход поршня увеличен по сравнению с исходным вариантом примерно на 22 %, а частота вращения коленчатого вала соответственно снижена. Термодинамические преимущества такого двигателя, а также рост пропульсивного КПД судовых дизельных установок за счет уменьшения частоты вращения винта приводят к снижению удельного расхода топлива на 5—8 %.

Необходимый температурный режим деталей камеры сгорания при Pme = l,5-l,6 МПа и давлении наддува 0,3 МПа будет обеспечиваться интенсивным охлаждением втулки и крышки цилиндра. Дизели будут иметь гидравлический привод выпускных клапанов и воздушный демпфер вместо пружины клапана. При Net около 51 % будет обеспечиваться удельный расход тяжелого топлива на уровне 165—170 г/(кВт*ч). Этим условиям уже отвечают некоторые дизели фирм «Бурмейстер и Вайн», МАН и «Зульцер».

Наибольшее распространение на судах в качестве ГД получили высокоэкономичные МОД, что связано и с возможностью их работы на низкосортных тяжелых топливах. Следует ожидать, что в МОД будут использоваться тяжелые топлива с вязкостью до 500 мм2/с
Дальнейшее повышение экономичности малооборотных дизелей пойдет по пути совершенствования системы газотурбинного наддува, улучшения качества топливоподачи, смесеобразования и снижения механических потерь. Высокая экономичность малооборотных дизелей способствует расширению их использования, а создание малооборотных дизелей с диаметром цилиндра до 350 мм и числом цилиндров до 4 расширило низший предел их агрегатной мощности до 1,5 МВт, и они стали конкурировать в той области мощностей, где доминировали среднеоборотные дизели. Наряду с малооборотными дизелями широкое распространение получают среднеоборотные дизели; судовые энергетические установки с такими дизелями оптимальны для специализированных транспортных судов со сплошными палубными перекрытиями и ограниченными объемами машинного отделения.

К положительным качествам среднеоборотных дизелей следует отнести возможность их применения в широком диапазоне мощностей, меньшие массы и габариты по сравнению с малооборотными дизелями. Современные среднеоборотные дизели могут работать на высоковязких топливах, но по экономичности и надежности несколько уступают малооборотным дизелям.

Таким образом, создание новых мощностных рядов высокоэкономичных судовых дизелей — одно из главных направлений развития судовой энергетики.

Смотрите также:
Какие дизели выпускаются в России по лицензиям зарубежных фирм и какими показателями они характеризуются?
Какие усовершенствования конструкции дизелей типа ДКРН 80/160-4 обеспечивают их высокую надежность и возможность работы на тяжелых топливах?
Какие принципиальные схемы конструкции остова и деталей движения применяют в современных судовых дизелях?
Каковы перспективы развития судовых дизелей?