Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Почему необходимо поддерживать температурный режим системы охлаждения дизеля, указанный в инструкции по эксплуатации?

Достаточно высокий и по возможности постоянный температурный уровень в системе охлаждения надо поддерживать независимо от того, на каком режиме и при какой нагрузке работает дизель. Тепловая напряженность деталей камеры сгорания, и в частности втулки цилиндра, определяется не только уровнем, но и разностью температур на ее наружной и внутренней поверхностях, поэтому существует прямая зависимость между режимом охлаждения и тепловой напряженностью втулки цилиндра.

При увеличении температуры воды разница температур по обеим сторонам стенки втулки уменьшается, а это благоприятно сказывается на возникающих во втулке температурных напряжениях.

В то же время изменение температуры выходящей воды на температурном состоянии поршня и его температурных напряжений отражается по-иному. Если поршень неохлаждаемый и теплоотвод осуществляется только через втулку, то повышение температуры в определенных случаях может вызвать закоксовывание поршневых колец и появление высоких температурных напряжений в днище поршня, причем это явление тем ощутимее, чем больше диаметр цилиндра. Отсюда ясно, почему конструкция многих современных дизелей предусматривает принудительное охлаждение поршней.

Приведенные соображения служат дополнительным подтверждением того, что при назначении верхнего предела температуры выходящей воды обязательно учитывают тепловую напряженность дизеля. Так, если для ВОД, имеющих сравнительно небольшие размеры цилиндров, а поэтому и относительно большие поверхности охлаждения, температуру выходящей воды устанавливают 343—363 К, то для мощных МОД с наддувом ее приходится ограничивать величиной 333—343 К. Это объясняется тем, что у последних температура стенки втулки со стороны газа составляет около 453 К, и дальнейшее ее повышение может привести к нарушению прочности масляной пленки, ее исчезновению и появлению сухого трения.

Некоторые дизелестроительные фирмы рекомендуют поддерживать температуру воды на выходе в пределах 323—333 К и лишь при сжигании сернистых топлив допускают увеличивать ее до 348 К. При этом температуру жидкости, идущей на охлаждение поршней, они задают более низкой. Например, температура охлаждающего масла на входе может быть 313 К, а на выходе — 323—328 К. В результате разность температур в полостях охлаждения втулок цилиндров и в головках поршней составляет 5—10 К. Поддержание такой разности должно гарантировать сохранение зазора между поршнем и втулкой цилиндра, а более низкая температура в системе охлаждения поршней обусловлена еще и стремлением обеспечить их работоспособность.

Следует иметь в виду, что с понижением температуры охлаждающей воды увеличивается и интенсивность образования масляного осадка на стенках картера тронкового дизеля, что объясняется конденсацией кислых продуктов сгорания топлива и паров воды. Продукты конденсации стекают с несгоревшим топливом и маслом по стенкам цилиндра в картер, что ведет к ухудшению свойств смазочного масла.

Смотрите также:
Почему для охлаждения судовых дизелей стали применять только замкнутые системы охлаждения?
Из каких соображений Регистр РФ устанавливает подачу циркуляционного водяного насоса?
Какие параметры системы охлаждения контролируют во время работы дизеля?
Почему при подготовке к действию системы охлаждения обязательно проверяют уровень воды в расширительной цистерне?
Как обеспечивается поддержание температуры и давления воды в системе охлаждения?
Почему необходимо поддерживать температурный режим системы охлаждения дизеля, указанный в инструкции по эксплуатации?