Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Что понимают под теплонапряженностью дизеля?

Под теплонапряженностью дизеля понимают тепловое состояние деталей цилиндропоршневой группы, оцениваемое целым комплексом показателей. Превышение показателей теплонапряженности приводит к выходу дизеля из строя. Показатели теплонапряженности подразделяют на непосредственные и косвенные.

К непосредственным показателям теплонапряженности относят значения температурных напряжений в стенках теплопередающих деталей и значения температуры в характерных точках деталей цилиндропоршневой группы. Наибольшее значение температуры имеют поршень под канавкой первого уплотнительного кольца, внутренняя поверхность втулки цилиндра, днище поршня, крышка цилиндра, посадочный пояс выпускного клапана.

Из-за сложности измерений непосредственными показателями теплонапряженности почти не пользуются, а оценивают ее по косвенным показателям.

В качестве косвенного показателя теплонапряженности широко используют температуру выпускных газов, по которой оценивают теплонапряженность каждого цилиндра в отдельности. Измерительными приборами служат штатные термометры или термопары.

По каждому типу дизеля во время стендовых испытаний определяют температуру выпускных газов, соответствующую номинальному режиму работы дизеля. Увеличение данной температуры свидетельствует о превышении уровня теплонапряженности, допустимого для длительной работы.

Этот показатель не всегда достаточно достоверен. В случае, например, некачественного распыливания топлива при работе дизеля на тяжелом топливе или при; повышенной нагрузке цилиндра происходит закок-сование поршневых колец из-за перегрева днища поршня. Однако у многоцилиндрового дизеля с наддувом ни цвет выпускных газов, ни их температура заметно не изменяются, т. е. это явление на ранней стадии развития без других средств контроля тепло-напряженности выявить трудно.

Способ контроля температуры деталей цилиндропоршневой группы в местах, удобных для измерения, начинают применять в автоматизированных судовых дизельных установках. Температуру измеряют с помощью термопар, встроенных в нижней части втулки цилиндра. Сравнение температур в точке замера с температурой, определенной в той же точке на номинальном режиме при стендовых испытаниях, дает возможность оценить относительное состояние теплонапряженности деталей цилиндропоршневой группы каждого цилиндра в отдельности на данном режиме работы и предпринять своевременные меры, если уровень теплонапряженности выходит за пределы допустимого.

В некоторых автоматизированных судовых дизельных установках в случае повышения температуры сверх установленного предельного значения автоматически обеспечивается снижение мощности дизеля путем уменьшения подачи топлива в цилиндры.

Смотрите также:
Что понимают под теплонапряженностью дизеля?
Какие факторы характеризуют теплонапряженность дизеля?
Какой смысл вкладывается в понятие «динамическая напряженность дизеля»?
Какие меры принимают для предупреждения динамической перегрузки дизеля?
Как исключить перегрузку дизеля?