Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Какие дизели применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага и каким специфическим требованиям они должны удовлетворять?

Для судовых дизельных установок с винтом регулируемого шага применяют дизели двух-и четырехтактные, реверсивные и нереверсивные, малооборотные дизели, среднеоборотные дизели и высокооборотные дизели. Особенности эксплуатации установки с винтом регулируемого шага обусловили специфические требования к ним. Они должны быть приспособлены для работы на малых нагрузках и холостом ходу. Для временной остановки судна судоводители нередко устанавливают лопасти на нулевой шаг; при этом дизель вращается вхолостую. Такие режимы наряду с режимами малых нагрузок особенно характерны для рыболовных судов (в меньшей степени — для буксирных и транспортных). В энергоустановках промысловых судов ограниченного водоизмещения часто применяют четырехтактные дизели. Двухтактные дизели устанавливают главным образом на судах, для которых требуется мощность от 1470 кВт и выше.

В судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага необходимо применять всережимный регулятор, обеспечивающий устойчивый скоростной режим при любом шаге винта. Какие дизели следует применять в сочетании с винтом регулируемого шага — реверсивные или нереверсивные, — решают в каждом конкретном случае исходя из условий использования, назначения и типа судна. Возможность применения нереверсивных дизелей является большим преимуществом установок с винтом регулируемого шага, которое, однако, используют не на всех судах. Это объясняется тем, что в случае выхода из строя системы управления шагом винта регулируемого шага судно с нереверсивным дизелем теряет возможность торможения и движения задним ходом. При подобной аварии на судне с реверсивным дизелем лопасти винта регулируемого шага фиксируют в положении переднего хода с помощью одного из резервных средств, обязательно предусматриваемых в каждой установке, и реверс осуществляется дизелем (при необходимости судно может находиться в эксплуатации до очередного ремонта).

В настоящее время судовыедизельные установки с винтом регулируемого шага и нереверсивными дизелями применяют в основном на речных, морских каботажных судах, а также на промысловых судах ограниченной дальности плавания. На морских транспортных и промысловых судах дальнего плавания устанавливают преимущественно реверсивные дизели.

Смотрите также:
Чем обусловлена необходимость применения винта регулируемого шага на судах некоторых типов?
Каковы особенности эксплуатации главного двигателя в установках с винтом регулируемого шага?
Как выбирают наиболее экономичный режим работы судовой дизельной установки с винтом регулируемого шага?
Какие дизели применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага и каким специфическим требованиям они должны удовлетворять?
Какие системы управления применяют в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага?
Какие недостатки присущи судовым дизельным установкам с винтом регулируемого шага?