Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

В чем заключается суть операций по проверке и регулированию газораспределения?

При регулировании газораспределения проверяют и приводят в соответствие с диаграммой газораспределения значения углов открытия и закрытия клапанов. Кроме того, проверяют и регулируют зазоры в клапанах. Занесенные в формуляр дизеля значения углов открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек поршня должны выдерживаться в течение всего времени работы дизеля. Разрегулирование приводит к ухудшению условий протекания рабочего процесса. Например, запаздывание открытия впускного клапана приводит к тому, что заряд свежего воздуха, поступающего в цилиндр, уменьшается, и это сказывается на уменьшении мощности дизеля. Несвоевременные открытие и закрытие выпускного клапана ухудшают условия очистки цилиндров, что приводит к тем же результатам.

В неменьшей степени, чем точность соблюдения фаз газораспределения, качество протекания рабочего процесса зависит от того, насколько правильно отрегулирован на холодном дизеле зазор между кулачными шайбами и роликами толкателей клапанов или же между бойком ударника и верхним концом стержня клапана. Проверку зазоров у высокооборотных дизелей осуществляют непосредственно между кулачными шайбами / и верхними тарелками 2 клапанов щупом 3 (рис. 77).

Проверка зазора у высокооборотных дизелей

Важно также при проверке и регулировании зазора обращать внимание на одновременность открытия и закрытия парных клапанов. Если на каждом цилиндре дизеля установлено по два выпускных и впускных клапана, то необходимо, чтобы оба одноименных клапана открывались и закрывались одновременно.

В ряде случаев перед проверкой и регулированием газораспределения необходимо убедиться в правильности взаимного положения коленчатого и распределительного валов. Например, у дизелей фирмы «Бурмейстер и Вайн» для этого используют специальные контрольные штихмассы. В некоторых случаях для уточнения фаз газораспределения приходится определять положение верхней мертвой точки поршня.

При отсутствии градуировки маховика дизеля верхнюю мертвую точку можно найти несколькими способами. Простейший из них заключается в следующем (рис. 78):

Определение положения верхней мертвой точки

1) поршень дизеля не доводят до верхней мертвой точки примерно на 30—40°;

2) на маховике против неподвижно закрепленной стрелки делают отметку (точка А). Через отверстие

форсунки вводят металлический стержень, который одним концом упирают в днище поршня. В верхней части стержня сделан вырез, в который закладывают металлическую пластинку (если имеется индикатор, то его использование предпочтительнее);

3) проворачивая вал, следят за положением стержня. После прохождения через верхнюю мертвую точку поршень, а следовательно, и стержень будут опускаться. Коленчатый вал нужно повернуть по часовой стрелке несколько дальше 40° от верхней мертвой точки, а затем осторожно поворачивать назад. Когда пластинка займет свое прежнее положение, относительно крышки цилиндра или корпуса форсунки, на маховике наносят другую отметку (точка В). Шатун и колено вала при этом займут положение, показанное пунктиром;

4) разделив дугу А В пополам (точка С) и подведя маховик точкой С до неподвижно закрепленной стрелки, определяют положение поршня в верхней мертвой точке.

Смотрите также:
Как определяют и регулируют степень сжатия?
В чем заключается суть операций по проверке и регулированию газораспределения?