Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как ремонтируют втулки и плунжеры топливного насоса высокого давления?

Плунжеры и втулки плунжеров ремонтируют способами перекомплектовки, наращивания, а также путем применения ремонтных размеров. Перекомплектовка заключается в том, что изношенные втулки и плунжеры после обработки притирами и сортировки на группы комплектуют и взаимно притирают друг к другу. Так удается восстановить не более 15—20 % плунжерных пар ремонтного фонда, а остальные приходится заменять новыми. Поэтому данный способ нельзя считать полноценным.

Полного использования деталей ремонтного фонда достигают при наращивании их рабочих поверхностей или при применении деталей ремонтного размера, что экономически более выгодно. В процессе перекомплектовки и сортировки деталей по группам остаются втулки, имеющие большие отверстия и плунжеры малых диаметров. Эти детали используют после наращивания поверхностей плунжеров хромированием или химическим никелированием до определенного диаметра.

Контроль деталей плунжерных пар включает осмотр поверхностей деталей и испытание пар на плотность. Особое внимание обращают на выявление следов коррозии. Плунжерные пары, плотность которых ниже нормы, раскомплектовывают, детали направляют в ремонт.

Для придания рабочей поверхности плунжера правильной геометрической формы и для удаления с нее царапин и рисок производят предварительную и чистовую притирки. Предварительную притирку осуществляют чугунным притиром на специальной доводочной бабке или на токарном станке. Обрабатываемую деталь зажимают в цангу бабки. На поверхность плунжера наносят слой средней пасты и ведут притирку разрезным чугунным притиром. По мере обработки детали болт притира постепенно подтягивают стяжкой. Притир совершает движение вдоль вращающегося плунжера. Чистовую притирку рекомендуется вести на специальных притирочных станках между двумя взаимно притертыми чугунными дисками.

Для обработки плунжеры сортируют по группам (с разностью диаметров обычно в 2 мкм). После обработки поверхность плунжера должна быть гладкой, зеркально блестящей, а отсечная кромка и кромка торца должны быть острыми. При контроле плунжеры снова сортируют по группам, что облегчает их подбор для наращивания химическим никелированием. Поверхности, прошедшие никелирование, должны быть ровными, чистыми и блестящими. Затем плунжеры подвергают нормализации в электропечи.

Восстановленные плунжеры подвергают механической обработке для придания им правильной геометрической формы притиром с тонкой пастой ГОИ. После этого плунжеры снова сортируют по размерам диаметров. Окончательными операциями являются подбор, соединение с втулкой и взаимная притирка.

Обработка втулок включает предварительную и чистовую притирки отверстий, притирку верхних торцевых поверхностей, контроль и сортировку по группам. В процессе предварительной доводки отверстия нужно получить правильную форму и обеспечить перпендикулярность оси отверстия к притертой торцевой поверхности. Для этого применяют станок с самоцентрирующей обоймой головки для крепления втулки. Шпиндель станка имеет вращательное и возвратно-поступательное движение. Притир, закрепляемый на шпинделе станка с помощью конической оправки, имеет вид разрезного стержня. Во время предварительной притирки со средней пастой ГОИ устраняют местный износ и риски на рабочих поверхностях втулок. Чистовую притирку ведут с тонкой пастой из окиси алюминия притиром, слегка прикасающимся к поверхности втулки.

Торцевую поверхность притирают на плите вручную или на специальном станке при наличии на этой поверхности рисок или следов коррозии. После обработки втулки измеряют по внутренним диаметрам и сортируют по группам (с разностью диаметров обычно в 2 мкм). Измерение ведут на пневматическом приборе, дающем возможность разделить детали на большое количество групп с разностью диаметров в 1 мкм.

После сортировки плунжеры подбирают по втулкам так, чтобы плунжер входил в отверстие втулки примерно на 0,2 длины. Такие пары взаимно притирают на доводочной бабке с тонкой пастой ГОИ или окисью алюминия. Качество притирки определяют осмотром и проверкой плавности перемещения плунжера во втулке, чтобы не допустить местных прихватываний.

Смотрите также:
В чем заключаются особенности ремонта топливной аппаратуры?
Как ремонтируют детали топливного насоса высокого давления?
Как ремонтируют втулки и плунжеры топливного насоса высокого давления?
Как ремонтируют форсунки?