Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как осуществляется реверсирование в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага?

В судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага реверсирование осуществляется поворотом лопастей гребного винта через нулевой шаг; при этом нагнетающие стенки лопастей становятся засасывающими, а входящие кромки лопастей по-прежнему остаются входящими (при реверсе винта регулируемого шага входящие кромки становятся выходящими). Поворот лопастей винта регулируемого шага при переходе с полного переднего на полный задний ход можно производить через нейтральные (рис. 49, а) и флюгерные (рис. 49, б) положения, показанные на схемах штриховкой. В первом случае угол перекладки значительно меньше, чем во втором, однако при реверсе через нейтральные положения на заднем ходу снижается КПД винта. Это происходит вследствие того, что засасывающая и нагнетательная поверхности лопастей как бы меняются местами, а в несимметричных винтах они имеют разный профиль.

Реверсирование с винтом регулируемого шага можно разделить на три этапа: 1) изменение шага винта регулируемого шага путем поворота его лопастей от начального до конечного значений, имеющих противоположные знаки и характеризующихся значениями начальной и конечной скоростей судна; 2) торможение судна под влиянием упора, образуемого винтом и направленного в сторону, противоположную движению судна (концом этого этапа можно считать момент остановки судна); 3) увеличение скорости судна в обратном направлении от нулевого до требуемого значения.

Поворот лопастей винта регулируемого шага

В процессе поворота лопастей гребного винта сначала происходит быстрый сброс нагрузки дизеля из-за уменьшения момента сопротивления винта и некоторого запаздывания работы регулятора частоты вращения — развиваемый дизелем крутящий момент Tlg на какое-то время оказывается больше момента сопротивления винта. В результате этого происходит кратковременное увеличение частоты вращения дизеля. Реагируя на это, регулятор уменьшает цикловую подачу топлива в цилиндры, снижая тем самым величину Ttg. При дальнейшем повороте лопастей винта момент его сопротивления становится больше крутящего момента, нагрузка на дизель увеличивается, а частота его вращения уменьшается. Реагируя на это, регулятор увеличит подачу топлива в цилиндры дизеля, и через некоторое время после перекладки лопастей винта величина Тх вновь оказывается больше момента сопротивления винта. Спустя некоторое время, определяемое степенью чувствительности регулятора, частота вращения дизеля станет такой, какой она задана органами управления, а величина Tig и момент сил сопротивления полностью уравновесятся.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что обеспечить оптимальный вариант реверсирования с помощью винта регулируемого шага вручную, без автоматизированных систем управления, трудно, тем более что может возникнуть необходимость ограничения подачи топлива в цилиндры одновременно с включением МИШ, чтобы избежать резкого повышения частоты вращения дизеля в начале реверсирования; требуется также обеспечить выбор такого шагового отношения винта на заднем ходу, чтобы дизель не испытывал перегрузки и т. д. Этим требованиям удовлетворяют автоматизированные системы управления судовыми дизельными установками с винтом регулируемого шага.

Смотрите также:
Какие условия необходимы для обеспечения пуска судового дизеля?
Какие существуют способы воздушного пуска дизеля?
На какие этапы можно разбить процесс пуска дизеля?
По каким причинам может быть затруднен пуск дизелей?
От чего зависят пусковые качества дизеля?
Какие меры обеспечивают надежность пуска дизеля?
Для чего нужен прогрев дизеля после пуска и как он происходит?
От чего зависит продолжительность прогрева дизеля?
От чего зависит продолжительность работы дизеля на отдельных ступенях нагрузки?
Каким требованиям должно удовлетворять реверсивно-пусковое устройство (РПУ) дизеля?
Какие сигналы являются входными и выходными в реверсивно-пусковом устройстве?
Для чего предназначено непосредственное реверсирование дизеля?
Каковы методы реверсирования гребного вала в установках с винтом фиксированного шага?
Для чего нужны устройства для непосредственного реверсирования дизеля?
Каковы основные способы непосредственного реверсирования дизелей?
В чем заключаются недостатки непосредственного реверсирования дизелей?
Как осуществляется реверсирование в судовых дизельных установках с винтом регулируемого шага?
Какими количественными показателями могут быть охарактеризованы пусковые качества судовых дизелей?
Какие операции выполняют при техническом обслуживании реверсивно-пусковых устройств?
Как проверяют золотниковый воздухораспределитель?
Как проверяют дисковый воздухораспределитель?