Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Что представляют собой рулевые приводы?

Рулевым приводом называется приспособление, связывающее баллер с рулевой машиной и передающее вращающий момент на руль. Рулевое устройство на судах большого водоизмещения должно иметь три не зависимых друг от друга привода: основной, запасной и аварийный.

Основной привод обеспечивает работу устройства при непрерывной перекладке руля с борта на борт при максимальной скорости судна. Время перекладки руля от 35° одного борта до 35° другого борта не должно превышать 35 с.

Запасной привод служит для работы устройства при непрерывной перекладке руля с борта на борт на скорости, равной половине максимальной. Время перекладки руля от 20° одного борта до 20° другого борта — не более 1 мин. Время перехода с основного привода на запасное управление рулем не должно превышать 2 мин.

Аварийный привод обеспечивает перекладку руля с борта на борт при скорости менее 4 уз (7,4 км/ч). Время перекладки руля с борта на борт не ограничивается.

Румпели бывают продольными, поперечными и секторными. Продольный румпель—это стержень, утолщенной частью насаженный на головку (верхнюю часть) баллера руля и расположенный в ДП судна. Поперечный и секторный румпели представляют собой двуплечие рычаги, соединенные с головкой баллера.

В настоящее время широко применяют гидравлические приводы. Гидравлическая часть такого привода действует от электродвигателя и служит для облегчения перекладки руля.

Рулевой машиной может быть электродвигатель, который устанавливают в румпельном отделении.

Рулевая передача связывает пост управления в ходовой рубке с рулевой машиной. На судах применяется валиковая, тросовая, электрическая или гидравлическая передачи. При коротких расстояниях между штурвалом и рулевой машиной применяется валиковая передача, которая состоит из ряда стальных стержней — валиков, соединенных с помощью муфт, конических шестерен и карданных шарниров. Это обеспечивает проводку передачи по ломаной линии.

Тросовая передача встречается на небольших судах. Она состоит из двух барабанов, обвитых тросом. Один барабан вращается штурвалом и через тросвоздействует на второй барабан, который приводит в действие пусковое устройство рулевой машины. Более распространенными на всех типах судов являются электрическая и гидравлическая передачи. Гидравлическая передача состоит из двух цилиндров с поршнями, связанными между собой трубками. Вся система заполняется маслом. Движение поршня управляющего цилиндра связано с вращением штурвала, а исполнительного — с золотником рулевой машины.

Электрическую передачу применяют при электрических и некоторых гидравлических рулевых двигателях. В этом случае рулевая тумба оборудуется контроллером, электрически связанным с регулирующим устройством рулевого двигателя.

На маломерных судах можно встретить передачу с помощью штуртроса, который соединяет барабан штурвала непосредственно с рулевым приводом.

Как на главном, так и на запасном посту управления рулем устанавливают аксиометры — приборы, позволяющие контролировать положение пера руля.

Смотрите также:
Какие существуют типы рулей?
Что представляют собой рулевые приводы?
Для чего служит и из чего состоит рулевое устройство?
Для чего нужны поворотные насадки?
Каково назначение подруливающего устройства?