Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как комплектуют сборочные единицы из деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ)?

Детали кривошипно-шатунного механизма можно комплектовать в сборочные единицы различным образом в зависимости от типа двигателя и конструкции кривошипно-шатунного механизма. Например, у обычных тронковых двигателей внутреннего сгорания часто выделяют три узла: коленчатый вал, шатун и поршень, т. е. сначала собирают и укладывают коленчатый вал, затем отдельно комплектуют поршни и шатуны, соединяют их между собой и опускают в отверстия блока цилиндров для соединения шатунов с шейками коленчатого вала, применяя при этом различные приспособления (рис. 66). Одевают кольца на поршни также при помощи различных приспособлений (рис. 67, 68). Перед установкой колец проверяют зазор между ними и канавками поршня (рис. 69). Зазор в замке кольца можно проверить в кольцевом калибре (рис. 70) или при положении поршня в ВМТ (рис. 71). У высокооборотных дизелей обычно комплектуют только один узел, соединяя коленчатый вал с шатунами и поршнями. Поэтому блок цилиндров устанавливают, направляя поршни в отверстие втулок цилиндров снизу и опуская блок на верхний картер.

Детали кривошипно-шатунного механизма

Детали кривошипно-шатунного механизма

У крейцкопфных двигателей внутреннего сгорания обычно комплектуют две сборочные единицы в следующих сочетаниях. В одном случае поршень, шток и крейцкопф составляют одну сборочную единицу, а коленчатый вал с шатуном — вторую. В другом случае в первую единицу входят поршень, шток и шатун с крейцкопфом, а во вторую —только коленчатый вал.

Детали кривошипно-шатунного механизма

При сборке и монтаже деталей кривошипно-шатунного механизма ремонтируемого двигателя возни кает необходимость в проверке перекосов оси шатуна по отношению к оси поршня, а у собранного  — оси поршня по отношению к оси цилиндра, а также во взаимной пригонке деталей (привалке) для устранения перекосов, если они превышают допустимые. Проверка и пригонка необходимы из-за суммирования отклонений взаимного расположения осей деталей кривошипно-шатунного механизма и корпуса двигателя, даже если эти отклонения на предыдущих этапах ремонта и сборки были в допустимых пределах. При сборке кривошипно-шатунного механизма нового двигателя необходимости в такой проверке и пригонке нет, так как эти работы выполняют во время узловой и общей сборки двигателя на заводе-изготовителе.

Смотрите также:
Какие виды сборки применяют в настоящее время?
Как комплектуют сборочные единицы из деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ)?
Какова последовательность сборки корпусных конструкций дизелей?
Каковы особенности сборки высокооборотных дизелей?