Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Какие принципиальные схемы конструкции остова и деталей движения применяют в современных судовых дизелях?

От конструкции остова дизеля зависят его общая жесткость, последовательность сборки и способ монтажа на судовом фундаменте. По составу частей остова, их взаимному расположению и способу соединения между собой можно выделить 6 принципиально отличающихся друг от друга конструкций.

остовы дизеля

На рис. 27, а изображена конструкция, состоящая из изготовленных отдельно фундаментной рамы, станины (картера), блока цилиндров и крышки цилиндра; она характерна для крейцкопфных малооборотных дизелях большой мощности. По этой конструкции выполнены отечественные дизели типа ДКРН 74/160, некоторые дизели фирмы «Зульцер» (Швейцария), МАН (ФРГ), «Нохаб — Поляр» (Швеция) и др.

Для снижения массы и габаритов двигателя блок цилиндров может быть объединен со станиной в единую деталь — блок-картер (рис. 27, б). Такой остов имеют дизели 6ЧН 25/34, ДРН 30/50, 12ЧН 18/20, ЧН 23/30 и др.

Соединение фундаментной рамы и станины (рис. 27, в) — сравнительно новое конструктивное решение, возникшее при переходе от литых деталей к сварным; подобная схема использована в дизеле 64Н 36/45 и др.

Современные среднеоборотные дизели и высокооборотные дизели с низкой удельной массой не имеют фундаментных рам; их функцию выполняют несущий верхний картер или блок-картер (рис. 27, г, д, ё). В этих схемах к судовому фундаменту крепится верхний картер, закрываемый снизу маслосборником. Особенность такой конструкции — подвесное крепление коленчатого вала. Схема, показанная на рис. 27, г, характерна для высокооборотных дизелей небольшой мощности (например, дизель 12ЧСП 15/18); схема на рис. 27, д — как для высокооборотных дизелей небольшой мощности (дизель 64 10,5/13), так и для многих среднеоборотных дизелей (двигатели фирм «Зульцер», «Пилстик» и др.). Схему, показанную на рис. 26, е, в которой блок цилиндра объединен с головкой блока (моноблок), в современном дизелестроении применяют в высокооборотных дизелях большой мощности (дизели 12ЧНСП 18/20, 42ЧН 16/17 и др.). Некоторые современные двигатели внутреннего сгорания имеют совершенно другую конструкцию. Например, у дизелей с противоположно движущимися поршнями отсутствуют крышки цилиндров, так как камера сгорания у них располагается в средней части втулки цилиндра. Для большинства ВОД и СОД характерно использование тронковой схемы деталей движения (рис. 27, ж). В малооборотных дизелях преобладают крейцкопфные схемы (рис. 27, з).

На этих рисунках показан характер действия усилий, возникающих в деталях КШМ в результате действия сил давления газов на поршень (N — нормальная составляющая силы Р давления газов на поршень, R — радиальная составляющая, Т — касательная составляющая, образующая крутящий момент; Рш — вторая составляющая силы давления газов, перенесенная по линии ее действия и приложенная к центру шатунной шейки кривошипа).

Смотрите также:
Какие дизели выпускаются в России по лицензиям зарубежных фирм и какими показателями они характеризуются?
Какие усовершенствования конструкции дизелей типа ДКРН 80/160-4 обеспечивают их высокую надежность и возможность работы на тяжелых топливах?
Какие принципиальные схемы конструкции остова и деталей движения применяют в современных судовых дизелях?
Каковы перспективы развития судовых дизелей?