Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Какими специфическими свойствами обладают цилиндровые масла?

Цилиндровые масла, в отличие от циркуляционных, должны обладать высокой термической стабильностью и хорошей смазывающей способностью. Они должны противостоять высоким тепловым нагрузкам и давлению поршневых колец, удерживаться на смазываемых поверхностях цилиндра и колец тонкой пленкой для обеспечения жидкостного или по крайней мере граничного трения между ними. Наряду с высокой несущей способностью масло должно также хорошо растекаться по смазываемой поверхности цилиндров.

Современные цилиндровые масла имеют вязкость 14—16 мм2/с при 373 К. Этот уровень вязкости выбран для создания лучшего сочетания несущей способности масла, прочности масляной пленки в сопряжении «поршневое кольцо — рабочая поверхность цилиндра» и скорости растекания масла по смазываемым поверхностям. Высокая вязкость, повышающая несущую способность масла, нежелательна ввиду усиления склонности такого масла к образованию отложений в выпускных окнах цилиндров и в подпоршневом пространстве. В свою очередь, низкая вязкость, являющаяся следствием наличия в масле легких фракций, обусловливает его высокую летучесть, а это приводит к интенсивному испарению масла с поверхности цилиндра, уменьшению толщины масляной пленки и ее исчезновению.

Моторные свойства масел в значительной степени зависят от их молекулярной структуры и композиции используемых присадок. Этим объясняются различные результаты, получаемые при эксплуатации дизелей одной марки на маслах различных фирм, но имеющих примерно одинаковые физические показатели. Поэтому при выборе сорта цилиндрового масла исходят из опыта эксплуатации аналогичных дизелей.

В общем случае выбор цилиндрового масла базируется на уровне форсировки рабочего процесса дизеля и содержании в используемом топливе серы.

Современные цилиндровые масла по уровню щелочности делятся на два класса: среднещелочные — щелочность 30—40 мг КОН/г; высокощелочные — щелочность 60—70 мг КОН/г.

При содержании серы в топливе до 1,5—2,0 % рекомендуется использовать среднещелочное масло М16Е30, при большем содержании серы — масло М16Е60. У этих масел последние цифры в их марке указывают щелочное число; индекс вязкости того и другого масла — 85.

Из зарубежных цилиндровых масел для МОД хорошо зарекомендовали себя масла «Шелл—Алексия 40», «Кастрол—Марин PM/DZ 65», «Мобилгард-593» и др , для СОД — «Мобилгард-424», «Тебойл Вард S30T» и «Тебойл Вард SЮТ».

Смотрите также:
По каким характеристикам оценивают качество масел, применяемых в судовых дизельных установках?
Что представляют собой присадки к маслам?
Какие специфические требования предъявляют к цилиндровым маслам?
Каковы основные правила приемки масел?
Как классифицируют моторные масла, выпускаемые отечественной промышленностью?
Как расшифровываются марки моторных масел?
Каков ассортимент масел для судовых дизелей?
Какие отечественные масла обладают наиболее высокими качественными показателями?
Какими специфическими свойствами обладают цилиндровые масла?
Каковы особенности зарубежной классификации масел?