Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как обеспечивается удобство эксплуатации и безопасность обслуживания судовых дизелей?

Конструкция дизеля должна обеспечивать удобство доступа к агрегатам и деталям при техническом обслуживании (ТО) и ремонте, а также минимальное количество операций технического обслуживания до капитального ремонта.

Большинство дизелей должны отвечать следующим требованиям: расположение постов управления и контрольно-измерительных приборов должно обеспечивать удобство обслуживания и безопасность эксплуатации; температура поверхностей наружных частей, с которыми неизбежно соприкосновение персонала при обслуживании дизелей, не должна превышать 333 К; вращающиеся части должны быть оборудованы защитными кожухами; дизели с диаметром цилиндра до 180 мм, не имеющие принудительной вентиляции картера, и дизели с диаметром цилиндра более 180 мм должны снабжаться предохранительными устройствами для предотвращения взрывов паров масла в картере.

Практика показала, что для каждого главного двигателя необходимо предусмотреть возможность проворачивания коленчатого вала механизированным или ручным приводом. При этом должна быть исключена возможность пуска дизеля при включенном валоповоротном устройстве или самопроизвольного включения устройства при работе дизеля или проворачивании его сжатым воздухом.

Для деталей массой 50 кг и более, подлежащих перемещению в процессе разборки и ремонта, необходимо иметь приспособления для застропки. Система газовыпуска дизеля должна обеспечивать полное удаление отработавших газов из рабочих цилиндров и из машинного отделения, а также глушение шума работающих двигателей до допустимого предела.

Система газовыпуска включает выпускной коллектор, глушитель, газопроводы, компенсаторы тепловых расширений, искрогасители. Глушитель уменьшает шум при выпуске газов за счет поглощения их кинетической энергии. Глушители различаются конструкцией путей движения газов.

Судовые дизельные установки являются источниками загрязнения воздушной среды пристаней, портов и территорий, непосредственно примыкающих к рекам и каналам, продуктами неполного сгорания топлива. Загрязнение происходит из-за изношенности двигателей, нарушения режимов их работы и усиливается на малом ходу судна. Особенно большое загрязнение наблюдается в периоды подхода судов к причалам и отхода от них. Частицы сажи, вылетающие из дымовой трубы в виде искр и догорающие в воздухе, представляют пожарную опасность как для судна, так и для перевозимого груза. Степень пожароопасности этих частиц возрастает в том случае, если они соединяются с продуктами неполного сгорания серы, содержащейся в топливе. Искрогашение достигается при помощи искрогасителей сухого и мокрого типов.

Сухие искрогасители просты в изготовлении и монтаже, уход за ними в процессе эксплуатации несложен. Однако они не гарантируют полного гашения искр.
В тех случаях, когда требуется обеспечить более полное искрогашение, применяют мокрые искрогасители, отличающиеся высокой эффективностью, которые, кроме того, одновременно могут поглощать некоторые вредные для человека компоненты отработавших газов.

В мокрых искрогасителях применяют замкнутую систему искрогашения с использованием воды. Система искрогашения состоит из установленной в кожухе дымовой трубы цистерны с пресной водой и насоса, соединенных с оросительными устройствами. Кроме того, в состав системы входят трубопровод с распределительным элементом, а также сливные трубы. Цистерна пополняется от судовой системы пресной воды.

При работе замкнутой системы искрогашения насос подает пресную воду из цистерны по трубопроводу через распределительный элемент к оросительным устройствам. В зависимости от режима работы вспомогательных котлов и дизелей распределительный элемент направляет воду к одному или нескольким оросительным устройствам. Использованная для создания завесы на пути газов вода скапливается в нижней части искрогасителей и сливается в цистерну через общий стояк, оборудованный фильтром для очистки воды от сажи или других примесей.

Во всех мокрых искрогасителях часть распыленной орошающей жидкости уносится газовым потоком. Для ее улавливания применяется центробежный сепаратор.

При установке искрогасителей мокрого типа Регистром РФ предусмотрены устройства, предотвращающие попадание воды в двигатель, и сигнализация, срабатывающая в момент достижения воды верхнего предельно допустимого уровня в искрогасителе.

На малотоннажных судах из-за небольшой высоты моторных отделений и необходимости обеспечения минимального противодавления на пути отработавших газов газовыпускной тракт обычно расположен на уровне (или выше) ватерлинии. Выпускной патрубок размещается на борту либо в днище судна. Для уменьшения противодавления в случае подводного выхлопа предусматривают дополнительные выхлопные патрубки (байпасы), расположенные выше ватерлинии.

Во время стоянки судна в открытом море (или в порту при сильном волнении и неработающих главных двигателях) не исключается возможность попадания в них забортной воды через систему газовыхлопа. Даже небольшое количество воды в цилиндре может привести к гидравлическому удару и аварии во время пуска двигателя. Для исключения попадания забортной воды через систему газовыхлопа. Даже небольшое количество воды в цилиндре может привести к гидравлическому удару и аварии во время пуска двигателя. Для исключения попадания забортной воды в двигатель в составе системы газовыхлопа предусмотрены разделительный глушитель и заслонка с дистанционным приводом. Автоматизация управления ее открытием и закрытием — одно из мероприятий, обеспечивающих защиту двигателя от попадания воды в цилиндры.

Для работы главного двигателя, вспомогательных двигателей и вспомогательных котлов требуется большое количество воздуха; воздух определенного состава, влажности и температуры необходим также для обеспечения нормальной жизнедеятельности обслуживающего персонала, находящегося в машинном отделении.

Машинные помещения судовых дизельных установок оборудуют искусственной приточной и естественной или комбинированной вытяжной вентиляцией (естественную приточно-вытяжную вентиляцию применяют на небольших судах с главным двигателем мощностью менее 220 кВт).

Искусственную вытяжную вентиляцию обычно используют в местах концентрированного выделения или скопления избыточного количества теплоты или вредных газов (шумоизолирующие выгородки дизелей, помещения автономных котлов, районы расположения масляных и топливных цистерн, сепараторов и др.).

Смотрите также:
Какие требования предъявляются к распределению нагрузки по цилиндрам?
Какие требования предъявляют к дизелям по удельному расходу топлива и к надежности их работы?
Как обеспечивается удобство эксплуатации и безопасность обслуживания судовых дизелей?