Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как определяют упругий прогиб вала?

Вал должен лежать равномерно на всех подшипниках. Если он лежит только на крайних точках опоры, то средняя часть его будет прогибаться и может касаться средних подшипников даже в том случае, если последние установлены ниже крайних. Следовательно, проверка прилегания вала к подшипнику еще не дает основания считать, что вал не имеет прогиба.

Проверкой зазоров в подшипниках нельзя установить, какая доля этого зазора приходится на износ нижнего вкладыша и прогиб вала, поэтому упругий прогиб вала определяют по расхождению его щек (рис. 64).

Определение расхождения щек основано на измерении расстояния между щеками кривошипов при прогибе вала. При этом находят разницу в расстояниях между щеками в двух диаметрально противоположных положениях кривошипа, измеренных в точках, по возможности максимально удаленных от оси мотылевой шейки. Разность замеров указывает на то, что вал имеет прогиб. Если середина вала лежит ниже крайних подшипников, то при положении мотылевой шейки в верхней мертвой точке щеки разойдутся по сравнению с их положением в нижней мертвой точке. Если концы вала лежат ниже средних подшипников, то щеки разойдутся при положении кривошипа в нижней мертвой точке по сравнению с их положением в верхней мертвой точке. Следовательно, по расхождению щек можно судить о направлении деформации вала в районе данного кривошипа.

Упругий прогиб коленчатого вала

Расхождение щек проверяют микрометрическим нутромером или специальным приспособлением с индикатором (что гораздо удобнее). При измерениях это приспособление или нутромер устанавливают на расстоянии 10—15 мм от края щек. Если стрелку индикатора при положении кривошипа в нижней мертвой точке совместить с нулем шкалы, то показание прибора после поворота кривошипа на 180° определит расхождение щек кривошипа в вертикальной плоскости. Если же стрелку индикатора совместить с нулем шкалы после поворота кривошипа на 90° за нижнюю мертвую точку, то показание индикатора после поворота кривошипа еще на 180° определит расхождение щек в горизонтальной плоскости.

Разницу замеров при положениях кривошипа в горизонтальной плоскости (правый борт — левый борт) называют горизонтальным раскепом, в вертикальной — вертикальным раскепом.

Смотрите также:
Какие причины могут привести к поломке коленчатого вала?
Насколько опасна для вала его временная деформация в виде изгиба или прогиба?
Как определяют упругий прогиб вала?
Устранимы ли трещины в коленчатых валах?
Насколько опасно скручивание вала?
Устранимы ли следы задиров на шейках вала?
Как определяют и устраняют искажения формы шеек вала?
В каких случаях производят замену поршней?
Возможен ли ремонт поршней?
Как ремонтируют поршневые кольца?
Как проверяют и ремонтируют поршневые пальцы?
Как ремонтируют штоки поршней у крейцкопфных дизелей?
Какие операции включает ремонт шатунов?
Как проверяют шатунные болты?