Эксплуатация и ремонт судовых дизелей

Как устраняют дефекты вкладышей подшипников и коленчатого вала?

Об износе рабочих поверхностей вкладышей при работе двигателя свидетельствуют-появление стуков, падение давления масла и увеличение зазора в подшипнике.

Перезаливку вкладышей подшипников баббитом производят в тех случаях, когда износ баббита достиг 50 % начальной толщины; когда баббит отстал от тела вкладыша более чем на 10 % поверхности заливки, а также когда свыше 15 % поверхности заливки покрыто трещинами, а поверхность вкладыша оплавилась и имеет глубокие задиры.

При капитальном ремонте, как правило, перезаливают все толстостенные вкладыши. В тех случаях, когда постели вкладышей в раме исправляют, а старые вкладыши не могут быть использованы, их заменяют новыми.

Износ баббита на торцевых поверхностях вкладышей упорных подшипников допускается до увеличения осевого разбега вала в 3 раза по сравнению с нормальным разбегом. Если разбег вала достигает большей величины, а в перезаливке вкладыша нет необходимости, то на торцах вкладыша производят наплавку баббита.

Одиночные трещины на поверхности вкладыша не всегда вызывают необходимость его перезаливки. Если образование трещин не сопровождается отставанием баббита, иногда ограничиваются пропайкой их баббитом того же состава, что и основная заливка. Небольшие задиры и неглубокие риски могут быть исправлены гладилкой.

Перезаливку вкладышей обычно производят центробежным способом и редко — статическим. Центробежный способ имеет ряд преимуществ: структура слоя заливки получается мелкозернистой из-за лучших условий охлаждения и перемешивания баббита в момент образования кристаллических центров (отсутствует ликвация); в слое заливки не образуются поры и раковины, так как пузырьки газов выдавливаются металлом; экономится баббит за счет меньших припусков на обработку; уменьшается коэффициент трения в подшипнике (при статической заливке он равен 0,016, а при центробежной — 0,0033).

После контроля качества заливки на отсутствие отставания баббита, раковин и шлаковых включений производят растачивание вкладышей с учетом диаметра шеек вала и с припуском на подгонку по месту и шабровку.

Технология ремонта тонкостенных (рис. 63) вкладышей, заливаемых баббитом, является сложной и требует специального оборудования, поэтому при ремонте тонкостенные вкладыши, имеющие износ, выкрашивание и отставание баббита, заменяют новыми, изготовленными на специализированных предприятиях. Опиливание стыков таких вкладышей запрещается.

Тонкостенные вкладыши подшипников высокооборотных дизелей, заливаемые свинцовистой бронзой, очень чувствительны к качеству и режиму смазки. В случае нарушения режима в дополнение к износу на поверхности вкладышей появляются кольцевые риски различной глубины, скопления черных пятен, переходящих в раковины, следы оплавления металла и др. При наличии таких дефектов вкладыши заменяются новыми. При необходимости замены хотя бы одного вкладыша заменяют весь комплект вкладышей, так как у высокооборотных дизелей точность подгонки подшипников должна быть очень высокой. Если у вкладышей, залитых баббитом, некоторая неточность подгонки может компенсироваться за счет приработки баббита к шейкам вала, то у вкладышей, залитых свинцовистой бронзой, этого не происходит ввиду большой твердости бронзы.

Замена вкладышей, заливаемых свинцовистой бронзой, всегда производится при снятом коленчатом вале. Изготовление новых вкладышей и заливка их свинцовистой бронзой производятся только на специализированных ремонтных предприятиях. Вкладыши для ремонтных целей выпускают нескольких ремонтных размеров как по внешнему, так и по внутреннему диаметрам. При сборке двигателя вкладыши не подвергают дополнительной подгонке или шабровке. Масляный зазор в подшипнике определяют как разность диаметров шейки вала и отверстия подшипника.

Тонкостенные вкладыши подшипников

На некоторых предприятиях для подшипников, заливаемых свинцовистой бронзой и имеющих естественный износ рабочей поверхности, внедряется метод восстановления вкладышей способом вдавливания, заключающийся в том, что слой свинцовистой бронзы накатывают зубчатым роликом. При этом на поверхности заливки образуются ячейки, а металл между ними перемещается вверх. Ячейки заполняют баббитом и производят механическую обработку парных вкладышей растачиванием на станке. В результате образуется сетчатый подшипник, имеющий хорошую прирабатыва-емость к шейке вала и сохраняющий высокие механические свойства свинцовистой бронзы.

Смотрите также:
Какие возможны дефекты фундаментных рам?
Как ремонтируют фундаментные рамы?
Как устраняют дефекты картеров?
Какие встречаются дефекты вкладышей подшипников коленчатого вала и каковы причины их появления?
Как устраняют дефекты вкладышей подшипников и коленчатого вала?
Какие дефекты могут иметь втулки рабочих цилиндров?
Как ремонтируют втулки цилиндров?